Ivan Mukhin (imn) wrote,
Ivan Mukhin
imn

Человеческая природа

Отсюда:
Иными словами, Просвещение постулирует, что люди учреждают общественный порядок посредством рационального соглашения. Но для того, чтобы это было возможно, они должны обладать очень особыми качествами, прежде всего, разумностью, минимумом взаимного доверия и так далее. Откуда взялись эти качества? Ответ Просвещения гласит - "от природы". Не сложно заметить, что категория "природы" при этом мистифицируется, превращаясь в склад метафизических аксиом для социальной теории Просвещения.

В этом смысле, можно утверждать, что в основе метафизики Просвещения лежит не столько гуманизм, столько - натурализм. Безусловно, гуманизм – т.е. представление о центральном месте человека в мире и о самой человечности как способе полагания ценностей, - играет здесь большую роль. Но натурализм лежит и в его основе. Проблема, очевидно, в том, что сам человеческий статус (la condition humaine, как говорят французы) проблематичен и не самоочевиден. Он нуждается во внешнем гаранте. В классической христианской картине мира таким гарантом является Бог, сотворивший человека по собственному образу и подобию и, соответственно, определивший параметры человечности. Затем эту роль начинает играть природа. Она становится той "стоящей за человеком" инстанцией, от имени которой провозглашаются аксиомы о его сущности. Казалось бы, не такое уж важное изменение: одна метафизическая "закулиса" сменила другую, суть же представлений о человеке и его особенном месте в мире осталась примерно прежней. Однако в действительности при переходе от религиозной к натуралистической метафизике идея человека утратила свою незыблемость. Статус человека стал заложником изменчивых представлений о природе. А последние оказались и в самом деле очень изменчивыми. Если на ранней стадии Просвещения природа "диктует" человеку здравомыслие, дружелюбие, самосохранение, то на следующем этапе на сцену выходит, к примеру, вольнодумец, сторонник французской революции маркиз де Сад с принципиально иной идеей природы как сферы жесткого сладострастия и, как следствие, - с принципиально иной идеей человека. С точки зрения логики натуралистического гуманизма, де Сад – ничуть не менее полноправная и закономерная фигура, чем Руссо. А дальше – больше. Фрейд истолковывает природу в противовес культуре и цивилизации. Фрейдомарксисты превращают ее в знамя борьбы против культуры и цивилизации. И в том числе – против того образа человека как разумного и дисциплинированного существа, с которого начинали просветители.

В итоге, спектр натуралистического гуманизма простирается, по состоянию на данный момент, в чрезвычайно широком диапазоне: от классических "буржуазных добродетелей" как непосредственного эквивалента "человеческой природы" до наркокультуры, сексуальной революции и "новой телесности" как способов освобождения все той же "человеческой природы" от подавляющих ее сил дисциплинарной цивилизации.

Многие и сейчас думают в стиле раннего просвещения, и поэтому такой интерес и удивление у них вызывают фотографии "эсесовцев-как-нормальных-людей" или результаты экспериментов типа эксперимента Мильграма.

На самом деле, что такое "человеческая природа" для отдельного индивида, можно уяснить из случаев развития человека вне общества ("маугли"). Личность, как известно, в этом случае у человеческой особи не формируется.
Tags: гуманизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments